Озеро Тахо

Легендарное озеро Тахо на границе Калифорнии и Невады

“It is a vast oval, and one would have to use up eighty or a hundred good miles in traveling around it. As it lay there with the shadows of the mountains brilliantly photographed upon its still surface, I thought it must surely be the fairest picture the whole world affords.”
Написал Марк Твен после своего путешествия к озеру Тахо

Вряд ли сегодня я могу полностью согласиться с Марком Твеном, потому что видел и более прекрасные картинки на нашей планете, но в чем-то он прав: по крайней мере, озеро Тахо заслуживает право входить в Топ-10 красивейших мест в США и возможно в Топ-50 во всем мире. Поделюсь своими впечатлениями от поездки…

В Калифорнии много красивых мест, известных достопримечательностей, безумных тенденций (пару лет назад я начал писать о городе Сан-Франциско). Здесь люди не такие как во всех других американских штатах. Здесь ездят на электрических автомобилях и находятся сообщества, наверное, всех народов мира. Еще здесь уже сто лет делают кино и постоянно изобретают какие-то новые вещи, открывают новые физические явления. Круглый год здесь одинаковая погода. Час езды до океана, рыбалки, серфинга и 4 часа до десятков горноложных курортов. Все знают, что мы безумно любим природу. Порой уникальная природная композиция делает нас “заряженными” еще на долгое время. Французскую Этрету или даже Байкал я до сих пор вспоминаю. Поэтому первым делом в Калифорнии мне захотелось попасть на одну из главных природных достопримечательностей. Получилось так, что компания попутчиков собралась именно на озеро Тахо. Они собирались на лыжах покататься, но этому не суждено было сбыться.

Карта озера Тахо
Озеро Тахо со стороны Невады

Озеро Тахо уютно расположилось на высоте около 2000 м в горном хребте Сьерра Невада, который служит как забор между штатами Калифорния и Невада. Добираться сюда от залива Сан-Франциско, как я уже писал, порядка 4 часов без пробок. Озеро не держит никаких сверхъестественных рекордов, разве что оно 16е по глубине в мире и 2е в США после орегонского Кратер (кстати, Орегон то относительно рядом, может в следующий раз туда махнуть?:) Да, оно безусловно кристально чистое и плавая на лодочке, можно видеть, насколько глубоко простираются гигантские водные массы, но мы ведь это уже видели, правда? К счастью, озеро знаменито своими, если не уникальными, то поистине вдохновляющими пейзажами. Поездка вокруг озера займет пару часов и около 70 миль. Все эти 2 часа обречены растянуться на несколько дней ахов и вздохов. Потому что иначе никак. Вокруг озеро опоясано высокими горами, пики которых достигают высоты более 3000 м. Эти снежные вершины отражаются в абсолютно спокойной поверхности озера., создавая объемную красочную композицию в любое время года. А утром и вечером в хорошую погоду (которая здесь редко бывает плохой) к ним добавляется солнце со всеми своими возможностями тонировки пейзажа.

А вот и лодочка

Что здесь делать? Наслаждаться великолепными пейзажами, катаясь зимой на лыжах, сноубордах, коньках, тьюбингах, а летом на велосипедах. Вкушать прекрасное настроение гор и озера, двигаясь по многочисленным маршрутам. Кататься на лодочке и ловить рыбу. В общем, весь стандартный список активных видов времяпрепровождения на природе. Или не очень активных: можно просто позагорать летом на многочисленных пляжах вокруг озера. А солнце в Калифорнии и Неваде злющее, греет даже зимой, так что некоторые из нас даже удачно пофотографировались без футболок при температуре -5 С.

На берегу озера Тахо со стороны Калифорнии
Озеро Тахо в Калифорнии
Дурачимся :)
Сила озера дала мне энергию ци :)

Забронировать ночлег сложно и дорого. Нужно делать это сильно заранее, а не как мы – за неделю. Что-то отхватили за $150, конечно. Хорошо, что новогодние праздники давно позади. Хотя здесь они как будто замерли на весь оставшийся год, пока их не заменят новые. Всюду чувствуется атмосфера рождества: до сих пор висят растяжки гирлянд над улицами и на домах, елочки сияют разными цветами и люди выглядят празднично.

Ребята наивно хотели покататься на лыжах, но стоимость одного дня катания неадекватно (или адекватно) дорогая. С прокатным снаряжением выходит что-то около $150. Мы приехали на одну ночь и на такое удовольствие не рассчитывали. На самом деле все не так плохо, если покупать абонемент на сезон. Есть даже абонементы, включающие все популярные горноложные курорты США. И обойдется такой меньше, чем в $1000, что уже легко реализуемо, если вы работаете в США, живете недалеко и любите покататься.

Мы таки проехали вокруг озера. Гораздо быстрее, чем за несколько дней, впитывая самые яркие моменты по-максимуму. А потом решили пойти по одному из пеших маршрутов в горы. Мне больше всего понравилась тропа на гору Таллак с перепадом высот около 1000 м и длиной 15 миль (это на весь день, а у ребят не было подходящего снаряжения, зима все-таки).Вообще, работящие калифорнийцы не привыкли видеть снег и мерзнуть в -10 С, хотя и рядом все это. Снег по вызову. Надо бы так сказать :) Я точно знаю, что еще обязательно вернусь сюда с любимыми девочками, Зулей и Элизой, чтобы увидеть озеро с самой высокой наземной точки.

Изумрудная Бухта (Emerald Bay) на озере Тахо

Есть тут небольшое горное озеро Eagle Lake (Орлиное озеро). Во-первых, у начала тропы расположена Изумрудная бухта (Emerald Bay) – один из самых излюбленных спотов на озере. Мы приехали туда в 7 с чем-то утра уже после рассвета и увидели парочку фотографов со штативами. Интересно, сколько профессиональных фотографов и фотографов любителей снимают озеро в год?:) Конечно, это не Сием Риеп, но очевидно, число будет большим. В Изумрудную бухту из Орлиного озера с гор течет небольшой ручей с двумя высокими водопадами. Нижние водопады под одноименным названием Орлиные успешно вписываются в панораму Изумрудной бухты, добавляя гармонии открывающейся картине. Короче, прелестное сочетание для фотографий с большой выдержкой, чем, видимо, и занимались около 5 фотографов со штативами, которых мы встретили на нижнем и верхнем водопадах.

Орлиные водопады (Eagle Falls) на озере Тахо

А утром прохладно :)

Нам предстояло преодолеть подъем в 500 м, чтобы добраться до Орлиного озера. Длина пути – всего 2 мили и мои спутники пошли, видимо только потому, что я забыл предварительно посмотреть перепад высот :) В конце января здесь уже наступает весна и снег усиленно тает. Хотя его оказалось на высоте 2500 м настолько много, что, думаю, в Новой Англии столько не выпадает. Вот уж не ожидал я увидеть столько снега в Калифорнии (на обратном пути в Кремниевую долину через серпантины Сьерра Невада мы встречали слой снега визуально более 2 м).

Нижний водопад (Lower Eagle Falls)

Верхний водопад (Upper Eagles Falls)

Если в 7 утра бухта уже хорошо освещена солнцем, то при начале движения по маршруту мы попали в рассветный сумрак. Объясняется это тем, что путь проходит по склону одного из пиков высотой около 2700 м, загораживающих восходящее на востоке солнце. Плюс сильную тень дает вершина Таллак высотой около 3100 м. Как я уже говорил, в конце января ночью температура в горах порядка -10 С. Ближе к полудню она может подняться до +5 С. Как только солнце освещает тропу, утоптанный снег начинает моментально превращаться в каток. Хорошо, что мы встали рано и смогли подняться до освещения дороги солнцем, потому что, как оказалось, после 9 утра наверх уже никто из туристов не пошел, просто не смогли влезть на один из участков с почти вертикальным подъемом.

Desolation Wilderness (California, USA)

Где-то на середине маршрута можно встретить табличку “Desolation Wilderness”. Оказывается, так называется небольшой заповедник рядом с озером Тахо и при движении/ночевке в заповеднике необходимо заранее получать у рейнджеров разрешения. Кто б нам заранее сказал. Но время было не шибко туристическое, тропа довольно опасная для прохождения днем и мы забили на этот небольшой момент. Ни одного рейнджера мы, конечно, не встретили, ни в лесу, ни у начала маршрута.

Горы на озере Тахо

Позже я прочитал, что здесь достаточно колоритная флора, а из фауны наиболее часто встречается чернохвостый олень и черный медведь. Широко распространены койоты, барсуки, дикобразы, белки всякие, но их довольно сложно встретить. Никаких даже следов оленей и медведей мы не встретили, к сожалению. Наверное, спят еще все :) Кстати, прочитал недавно, что именно по образу черного медведя были созданы Тедди Бир и Винни-Пух :) Оказывается, Теодор Рузвельт (один из президентов США) как-то на охоте встретился с медвеженком черного медведя и отказался его убивать. На основании этой истории семья из Бруклина сделала игрушку, остающуюся популярной целую сотню лет. Игрушку именно черного медведя я как-то купил в штате Мэйн для сестренки.

Орлиное озеро (Eagle Lake)

Пройдя задуманные 2 мили, мы наконец увидели Орлиное озеро и были, хаха, удивлены! Оно все было покрыто льдом и снежной шапкой. Дальше по карте дороги не было, но через все озеро шли следы группы людей. Ранее мы встретили идущих навстречу семью из трех человек. Предположили, что это скорее местные, которые хорошо знают местность и ходили вглубь заповедника с палатками. Солнце уже освещало еще один пик, который мы видели с другой стороны озера. Раз следы есть, можно ведь сходить на солнышко, правильно?:)

Выживаем в суровой природе :)

Сначала мы рискнули ступить на лед (часть озера, откуда вытекает ручей, уже расстаяла полностью, поэтому мы несколько переживали), а потом протопали по следам еще около часа, забравшись по непроходимому снегу еще метров сто по склону. Ребята были в кроссовках и легких куртках: до сих пор не понимаю, как они не замерзли. На склоне мы наконец почувствовали всю силу солнца. Сложилось впечатление, что мы резко перешли из мороза в жару. Мы шли вдоль еще одного ручья, который в конце концов превратился в шикарный водопад с сосульками. Изумрудную Бухту отсюда не видно. Зато ощущается необычайное спокойствие. Так и хотелось на какое-то время замереть и просто смотреть, дышать, чувствовать каждый луч солнца и каждую снежинку, думать о глобальном или не думать вообще. Невероятное место для медитации. На склоне уже почти не было следов. Лишь редкие “ямы” от снегоступов уходили дальше вглубь леса. Нетронутость снежного покрова и безмятежная тишина добавляют специй к этому медитативному блюду. Долго без людей страшно, но в короткие периоды какая-то внутрення сила (или внешняя?) движет в такое место, как то, до которого мы дошли. Недавно прочитал о впечатлениях человека: одного в тайге более месяца. Я бы все-таки хотел в подобном месте силы быть не один, но только с самыми близкими людьми.

Достижения

• Невада сталам 13м штатом США, в котором я побывал.
  • ~2500 м – самая большая высота, на которой я побывал.

Дорога к Изумрудной бухте
Пляж Lakeview Commons в South Lake Tahoe, California
По стопам Ди Каприо в “Выжившем” (The Revenant)